Celeste
Локализация:
ru en

Платформер бродилка 2018 года под странным названием «Celeste», открывает прямой мост в 90ые, когда пиксели никого не раздражали, игры были наполнены душой, а музыка, ограниченная 16 битами, звучала лучше многих саундтреков современных ААА игр. Celeste сделана именно в таком ретро стиле, но основные её плюсы скрыты в самом игровом процессе. Но обо всем по порядку. Перед нами казалось бы типичный платформер-бродилка с простейшим управлением и такой же простейшей пиксельной графикой. Разработчиком значится команда Matt make games, состоящая из двух человек. Но пусть читателя не вводит в заблуждение штат студии. Энтузиазма этих парней хватило, чтобы получить 10 из 10 по версии IGN, а также удостоится различных наград.

Запустив Celeste, игрока кратко погружают в сюжет. Некая девушка Мэдлин собирается покорить гору Селест, дабы испытать себя/побороть депрессию/найти ответы на извечные вопросы. История Мэдлин запутана и сложна. С ней нас знакомят небольшими флешбэками с диалогами из прошлого. Перед геймерами открываются страхи Мэдлин и они стараются вместе с ней их преодолеть. Для полноты погружения в сюжет, на этапах встречаются второстепенные герои, помогающие в прохождении и дополняющие историю. Диалоги содержат обрывки полезной информации. Хочется побыстрее пройти главу, чтобы узнать продолжение.

Возможности главной героини крайне ограничены. Мэдлин умеет прыгать, делать рывок в сторону и карабкаться по стене несколько секунд. Никакого оружия и приземлений на голову. Только прохождение уровней, состоящих из связанных между собой комнат. На поведение Мэдлин влияют внешние факторы. Например, ветер сдувает игрока и может как  погубить его, так и помочь долететь до заветной платформы. Подъемный механизм может привезти героиню к выходу из комнаты, или придавить. Любое касание препятствий — смерть. Хоть жизни не ограничены, комнату нужно проходить снова в случае гибели. Сохранение происходит автоматически после перехода в следующую локацию

Когда делаешь игру с душой, то никакое ограничение тебя не пугает. Каждый этап Celeste, это совершенно другая локация, отдельный мир со своей механикой, графикой и звуком. Это держит игрока в напряжении. Научился лазить в прошлом этапе, теперь научись прыгать с трамплина. В следующем уровне будешь учиться отталкиваться от разрушающейся стены и так далее.

Сложность Сeleste это прямой вызов опытным геймерам. Dead Souls говорите? Попробуйте открыть все концовки этой игры и найти все секреты. Я не знаю как назвать тех игроков, кто это сделает, steel balls наверное, но это очень-очень сложно. Это не говорит о том, что без десятков часов игру не пройти. Пройти можно, до определенного этапа. Какого именно — игрок решает сам. На каждом уровне, если вы не просто пробегаете его, можно найти ряд секретов, один из которых аудио кассета «сторона Б» и «сторона С» (даже в такой мелочи отправка в 90ые, хе-хе), спрятана она не сказать что сложно, просто требуется внимательно изучить комнаты и найти скрытые проходы. Найденная кассета дает возможность пройти этап снова, но с совершенно другим дизайном. Уровень становится сложнее раз в 20 минимум. Теперь чтобы пройти хотя бы 1 локацию нужно идеально выполнить все прыжки, рывки и отталкивания. Это ещё не все. В Celeste есть «голубые сердца» — очень редкие ачивки, спрятанные в самых труднодоступных уголках. Иногда их видно на этапах, однако как к ним пройти, игроку не ясно. Сбор этих сердец — очередной вызов для игроков-маньяков.

Не стоит рассматривать игру исключительно как платформу для хардкорщика. Подъем к вершине — это обычное прохождение, сравнимое с уровнем сложности normal в любом другом платформере. Тут каждый найдет испытание для себя. Кто-то захочет пройти сторону Б (или даже С), кто-то попробует собрать клубнички, кто-то просто хочет узнать чем закончится история. Как в любой игре, тут есть читы, но они убивают дух Celeste. Море смертей и перепрохождение уровней снова и снова — естественный процесс не вызывающих отторжения, что бывает крайне редко в нынешнее время. Попробуйте подняться на гору Селест. Моя статистика на момент написания заметки — 5684 смертей в игре, а ваша?