Кто я? Как я тут очутился? Что мне делать и куда идти? Именно так начинается очень необычная, уникальная и самая эзотерическая игра 2024 года — метроидвания Animal Well. Игра, с первых секунд, без раскачки и вступления, кидающая игрока в опасное приключение. Ничего не понимая, существо, которым вы управляете, начинает брести куда глаза глядят. Впереди самые обычные деревья и дикая природа. Привычного космоса, неудержимого экшена и выстрелов нет и в помине. Лишь окружающая среда, полная таинственности и открытий.
Знакомство с «колодцем животных»
История разработки Animal Well начинается в 2017 году, когда Билли Бассо занялся созданием игрового движка для своего будущего проекта. Работая на основной работе, Бассо делал игру в свободное время. Изначально проект задумывался как survival horror в духе первых частей Silent Hill и Resident Evil, но позже жанр сменился на метроидванию-головоломку без боевой системы. В течение первых четырех лет разработки Бассо занимался проектом как хобби. В 2021 году он решил полностью сосредоточиться на завершении игры и ушел с основной работы. 9 мая 2024 года состоялся выход релиза на Nintendo Switch, PlayStation 5 и ПК.
Вам не сбить меня с пути
В Animal Well вы управляете крошечным существом, похожим на колобка, только что появившимся на свет внутри цветочной кувшинки. Ни истории, ни обучения, ни чего-либо рассказывающее, как и что делать. Только инстинкт выжить в опасном мире, полном природы и фантазий. Игра не предоставляет явных инструкций, побуждая игроков самостоятельно исследовать окружающую среду, решать головоломки и использовать различные предметы для продвижения по карте. Креативность и сообразительность играют ключевую роль в преодолении испытаний, поскольку персонаж не использует оружие, а полагается на редкие предметы, попадающиеся на пути.
Animal Well уникален тем, что идти можно в любую из сторон. Привычных для метроидваний тупиков, нет. Игра позволит пройти по маршруту в любом направлении. Да, в той или иной локации может попасться препятствие, которое можно преодолеть определённой способностью, но другим способом вы всё равно сможете пойти дальше и вернуться к головоломке позже.
Противники есть, а оружия нет
По ходу своего приключения герой сталкивается с самыми разными животными: шиншиллы, хамелеоны, собаки, ежи, морской конек, страус и многие другие. Здесь найдется место даже для призрачных существ с причудливыми гримасами. Одни создания могут преграждать путь, а другие помогают разгадывать головоломки, но большая часть проявляет агрессию.
Побег от призрачного кота в Animal Well напоминает этап из Celeste, где двойник движется за героем попятам, повторяя его движения.
Хотя в игре отсутствует привычная боевая система, несколько битв с боссами все же присутствует. Сражения проходят в формате головоломок на время, где нужно быстро сообразить, как одолеть противника чем-то, что есть на экране. Другие противостояния превращаются в погони, где нужно не только запомнить маршрут, но и идеально его пройти.
35 мегабайта на 20 часов игры
Игроку предоставляется полная свобода действий, поэтому сложность Animal Well воспринимается субъективно. Одни головоломки решаются мгновенно – достаточно нажать кнопку, а другие требуют нестандартного мышления, заставляя искать решение за пределами очевидного. Простота здесь порой граничит с гениальностью, но во время прохождения это воспринимается естественно.
Аналогично устроен и платформинг. В большинстве случаев он не требует молниеносной реакции или точности в каждом прыжке, но есть участки, которые запоминаются своей сложностью – они оставляют «теплый» след в воспоминаниях. Однако главная сложность кроется не столько в самих испытаниях, сколько в том, что после неудачи мир может откатиться назад, заставляя заново проходить особенно сложные моменты.
Ах это чудный-чудный мир
Мир игры сочетает в себе волшебную атмосферу таинственного леса и ощущение тревожного, сюрреалистичного пространства. Игра поражает своей детализированной анимацией. Кусты дрожат от наших движений, на заднем плане мерцают капли дождя, а зверушки не просто существуют в этом мире – они наблюдают за игроком и реагируют на происходящее, даже если сами не участвуют в событиях. Всё это создаёт ощущение живого, дышащего мира.
Музыкальное сопровождение ненавязчиво, но точно передает настроение каждого биома и ключевых моментов. Некоторые элементы геймплея напоминают survival horror: чувство беспомощности перед опасностью, мрачные эпизоды, редкие пугающие моменты и умиротворяющая музыка в комнатах сохранения. Однако даже они не всегда дают полную защиту от угроз, скрывающихся в темноте.
По мере исследования этого загадочного мира игрок получает в свое распоряжение различные предметы: флейту, йо-йо, пружинку, фрисби, палочку для мыльных пузырей и другие подобные предметы. Предназначение некоторых понятно сразу, но особенности других раскрываются значительно позже. Практически любой предмет можно использовать неожиданным образом. К примеру, фрисби не только помогает переключать рычаги и кнопки, но также разрушает шипы, отвлекает собак и даже служит импровизированной платформой для передвижения.
Animal Well не требует от игрока быть гением инженерной мысли, хотя и вознаграждает за креативный подход
Еще одна особенность игры – возможность комбинировать предметы, чтобы добираться до труднодоступных мест. Иногда можно обойтись без специально предназначенного инструмента, используя подручные средства и собственную смекалку. Некоторые нестандартные способы взаимодействия становятся очевидными только после полного прохождения игры, но при этом завершить ее можно и без глубокого анализа игровых механик.
Это конец? Нет это только начало
Прохождение Animal Well может занять чуть более 5 часов. Финальный босс побежден, ключ он дома найден, можно выключать приставку? Конечно нет!! То, что в игре огромное количество секретов, несколько концовок и много пост-гейминга, игрок понимает довольно быстро. Но масштаб «бедствия» раскрывается ближе к концу игры. В одной из комнат в начале игры находится павлин и 64 пустых лотка для яиц. Найти все яйца — одна из очень трудных задач. Но далеко не единственная и не самая сложная.
Игра на столько затягивает, что вы сразу бросаетесь на поиски оставшихся яиц. И тут постепенно вылезает одна из проблем. Чтобы собрать оставшиеся яйца, придется не раз пересечь этот огромный мир. Нашли новый предмет — пора снова отправляться в путь, чтобы проверить ранее недоступные (все) места. В игре есть возможность оставлять заметки на карте, отмечать сундуки и интересные локации, но к этому привыкаешь не сразу. А когда приноровишься, то вся карта получается настолько исписанной, что легко можно пропустить нужную локацию или предмет.
Нашел юлу, способную копать землю? Время обойти мир еще раз. Получил пульт для дистанционного управления переключателями и сканирования территории? Снова в путь. Так продолжается снова и снова.
Первые часы после прохождения такой процесс затягивает, но со временем частота открытий снижается, а ощущение новизны уступает место усталости. В итоге последние недостающие предметы требуют «прочесать» всю карту несколько раз. И это только чтобы добраться до «истинной» концовки, на которой секреты не заканчиваются.