Садясь за карточную игру, будьте готовы провести за ней десятки часов, если вам попалась Balatro. Простейший карточный пасьянс, созданный на основе правил покера, скрывает за мнимой простотой глубокий продуманный геймплей, переплетенный с механиками рогалика и стратегии. В этой игре, где нет ни графики, ни сюжета, игрокам предстоит управлять колодой карт, собирая нужную комбинацию и комбинируя её со случайно выпавшими джокерами для получения необходимого количества очков. Правила игры столь просты, что даже не имеющий опыта игры в покер человек, быстро освоит основную логику и механику Balatro.
История создания
Balatro была придумана и создана канадским инди-разработчиком LocalThunk, который на протяжении десяти лет занимался разработкой игр в качестве хобби, создавая проекты для узкого круга друзей. Идея для Balatro возникла из попытки создать онлайн-версию кантонской карточной игры Big Two, в которой используются покерные комбинации. Черпая вдохновение из рогалика со сбором колоды Luck Be a Landlord, LocalThunk решил применить схожие механики уже в своей игре.
Разработка Balatro заняла около двух с половиной лет. На ранних этапах LocalThunk делился прогрессом с друзьями, получая от них положительные отзывы. Примерно за год до релиза он оставил основную работу, чтобы полностью сосредоточиться на завершении проекта и не прогадал. После выпуска демки в Steam, игра привлекла внимание стримеров, что способствовало ее популярности и продвижению до официального релиза. А 20 февраля 2024 года игра поступила на прилавки и стала сметаться геймерами в большом количестве.
Покер, но не покер
Возвращаясь к разговору о геймплее, игроки могут ошибочно назвать Balatro вариацией покера. Почему? Давайте разберемся. Игра начинается с раздачи восьми случайных карт и обозначение ставки (blind), которую вам нужно перебить с помощью комбинаций карт, джокеров и модификаторов. Если расклад не содержит желанной комбинации, то можно скинуть до пяти карт. Сброшенные карты в этом раунде больше не появятся, на замену им приходят другие. Помимо сбора комбинаций, на общий итог влияет параметр очков и множитель, которые выводятся в боковой панели. Делать свой ход и сброс можно только несколько раз за раунд. Преодолели поставленный blind – переходите в следующий этап. Каждые 3 раунда игроку предстоит битва с боссом, где кроме указанной ставки, есть особые условия, усложняющие задачу (не использовать одну масть, играть только комбинацией из 5 карт, часть карт появляются рубашкой вверх и т.д.). Чем дальше проходит игрок, тем сложнее условия для победы над боссом.
Говоря о том, что правила крайне просты, стоит сказать о необходимости знания (изучения) базовых комбинаций покера. Благо их не более десяти, а тех, что вы будете использовать — в два раза меньше.
После каждого пройденного раунда вы получаете деньги, которые начисляются как за победу, так и за оставшиеся переборы и ходы. Потратить сумму или продать ненужную карту можно между раундами в мини-магазине. Для покупки доступны джокеры, планеты, арканы и ваучеры, напрямую влияющие на множитель и сумму очков.
- Джокеры, коих в игре на момент написания статьи 150 штук, дают постоянный эффект на все время забега. Какие-то из них могут показаться полностью бесполезными. Но на высоких сложностях именно эти карты раскрываются с другой стороны и часто становятся основными в колоде. Джокеры отличаются редкостью. Самые частые могут повысить количество очков конкретной масти, или случайно увеличить ваш множитель от 0 до 20. Более редкие дают более ощутимую прибавку очков или множителя. Но самые ценные в игре — это элитные и редкие джокеры, которые прокачиваются с каждым раундом.
- Планеты — это разовые модификаторы, которые усиливают конкретные комбинации. Например, сет из трех карт (three of a kind) изначально дает 30 очков с множителем 3. После первой прокачки можно заработать 50 х 5 очков и так далее.
- Арканы (или более привычное название таро) влияют на 1-8 карт в колоде. Таро может поднять до конца забега ранг карты на 2, или точечно модифицировать одну из карт, добавив ей множитель или очки. Бывает, что в картах таро попадаются и усиления планеты с джокерами.
- Последнее в списке, но также очень важное в игре — это ваучеры. Они представляют из себя перманентные усиления. К примеру, ваучер может добавить количество переборов в раунде, увеличить вероятность выпадения планет, или дать скидку на все карты любого типа. Ваучеры активируются сразу и сохраняются до конца игры. Продать их нельзя.
Прокачать всё, денег, разумеется, не хватит и тут для игрока открывается огромный простор для действий и построения стратегии. Кто-то будет улучшать любимую комбинацию, для кого-то удобнее играть меньшим количеством карт, и он будет выкидывать ненужные, кто-то захочет собрать множители с джокеров. Стратегий так много, что каждый заход игрок открывает для себя что-то своё. Balatro требует от вас умения применять самые разные комбинации. Ведь любой из боссов может просто деактивировать сильные стороны вашей колоды. Яркий пример, это условие одного из боссов играть каждый ход разную комбинацию. Если у игрока весь билд составлен только на один расклад карт, то такого босса он скорее всего пройти не сможет.
Как пролетели мои 60 часов игры
Balatro очень затягивает, будьте к этому готовы. Неудача при забеге заставляет сразу начать новый и вы не замечаете, что провели за игрой уже несколько часов. Как только игрок начинает чувствовать себя увереннее, Balatro дает ему новое испытание. Разные доски с особыми условиями, челенджи и вишенка на торте 8 сложностей, где не только увеличивается blind, но и применяются особые условия для джокеров, включая дебаффы.
Для Balatro в 2025 году запланирован крупный апдейт, который LocalThunk анонсировал ещё в августе 2024го. Ожидаются как новые режимы, так и уникальные джокеры.
Поиграв несколько десятков часов, понимаешь, что бесполезных карт в игре нет. Даже самая необычная карта с отрицательным (на первый) взгляд эффектом, при правильном комбинировании может решить исход забега. Так для меня с другой стороны открылось свойство «нельзя убрать/продать карту из колоды», когда я вытащил редкого джокера с крутым множителем, случайно удаляющего карту каждый ход.
Народное признание
Balatro была отмечена как один из самых громких инди-релизов года, достигнув миллионов проданных копий и завоевав любовь многих игроков, в том числе не интересовавшихся карточными играми. Только за 2024 год Balatro был удостоен следующих наград: The Game Awards 2024 (Игра года, Лучшая игровая режиссура, Лучшая инди-игра, Лучшая дебютная инди-игра, Лучшая мобильная игра) The Indie Game Awards 2024 (Игра года, Лучший дизайн геймплея). В 2025 году наград у релиза однозначно будет ещё больше!
Уже с выхода демки в стиме было ясно, что Balatro будет ждать большой успех. Несмотря на ограниченное количество контента, игроки проводили десятки часов в пробной версии, а на YouTube появлялось множество летсплеев с разными билдами. Такой интерес к небольшому фрагменту игры свидетельствовал о высоком потенциале полной версии стать настоящим хитом. Balatro дополнила список захватывающих рогаликов, за которыми проводишь десятки часов. Пока не попробуешь все возможные колоды и не разблокируешь всех джокеров, остановиться будет сложно.