Игры от независимых разработчиков являются по своей сути рулеткой для геймеров, ведь за неизвестным названием и обложкой может скрываться как блеклый релиз, так и очень интересный проект, затягивающий геймеров на десятки часов. Одна из таких игр под названием «Children of Morta» попала ко мне в руки и оторваться от неё я смог только через 40+ часов. Это уже не первая игра от Merge Games, которая при посредственной односторонней обложке, скрывает очень интересный геймплей внутри.
Чем же так интересен оказался этот релиз? В глаза бросается необычный пиксель арт. Сразу возникшее впечатление, что игра размыта, так же быстро пропадает, герои и весь антураж отрисованы очень четко. Основные признаки говорят о принадлежности Children of Morta к жанру Action RPG и «рогалика», где вам предстоит многократно спускаться под землю для истребления разной нечисти. На выбор игроку дается несколько персонажей, каждый из которых имеет свои способности, приемы и ветку умений. По мере прохождение героев становится больше. В добавок у каждого из них своя история, которую хочется узнать, ведь почти все они члены одной семьи.
Сюжет как основной плюс игры
Сюжетная линия в играх может как вытянуть слабую игру, так и загубить отличный проект. Именно поэтому часто разработчики или отказываются от оригинальной «сюжетки» вообще, или делают её совсем обычной, для галочки. В Children of Morta сюжет это один из основных (но далеко не единственный) плюсов игры, повествующий о необычной семье Бергсонов, проживающих около горы Морты. Эта гора — священный центр мира для жителей близлежащих деревень; она хранит легенды прошлого и даёт силы всем, кто прикоснется к ней. Но там, где добро и гармония — всегда появляется зло и хаос, поэтому Бергсоны бросают все силы на борьбу с непонятной Скверной, заражающей гору и всё, что находится рядом.
В поисках причины заражения, члены семьи спускаются в недра горы, где, освобождая духов, постепенно восстанавливают хронику случившегося. Путь их очень непрост, огромное количество приспешников Скверны встаёт на пути наших героев. Зачастую силы не равны, что приводит к гибели одного из членов семьи. Но Бергсоны не обычная семья, они могут восстановить жизненную силу, если та не сильно пропиталась ядами Скверны.
После каждого вылазки из подземелья в семье происходит какое-то событие, дополняя общую картину и раскрывая героев. Это может быть какой-то диалог, размышления персонажа, беседа за столом или изучение старых энциклопедий в поисках разгадки. Пропускать необязательные диалоги совсем не хочется, ведь любая мелочь одинокого интересна и важна. К примеру, берет за душу история главы семьи Джона и его супруги, которые ждут малыша и помогают друг другу в любой жизненной ситуации. Или интересно узнать, что сынишка Кевин тайком учится обращаться с кинжалами у своего дяди, который в прошлом был знатным выпивохой. Не очень важная на первый взгляд информация, в последствии объясняет появление Кевина среди персонажей, его предпочтение к оружию и слабые стороны.
Когда диалогов после возвращения из тоннеля нет, то в библиотеке появляются новые заметки про Бергсонов, создающие полную семейную историю. Также в Children of Morta много побочных квестов, которые или связаны с главными героями, или вообще рассказывают совсем другую историю. Некоторые из событий задевают за живое, например, как история скулящего рядом с убитой матерью волчонка, которого забирают домой дети и сначала лечат, а потом играют с ним как с настоящим членом семьи. Или найденный боевой робот, оказавшейся не только безобидным, но также способным грустить и страдать.
В перерывах между вылазками в подземеля нам показывают быт каждого члена семьи, кто чем занят и что делает. Игровой процесс не останавливается и течет вместе со временем, проведенным за игрой. Что говорить про знаковые события, такие как появление нового героя. Даже для такой мелочи разработчики приготовили сценку, как родственники встречают нового персонажа.
Игровой процесс
В основу Children of Morta заложена очень эффективная игровая модель серии Диабло и «современного рогалика», где для игрока всякий раз случайным образом генерируются подземелья, присутствуют разные классы персонажей, прокачка, море квестов и сохранение части прогресса при гибели. Пройти локацию можно двумя способами – пробежать истекая кровью, или зачистить каждую нечисть в каждой комнате. В первом случае шанс успеха значительно выше, но только до поры встречи с финальным боссом этапа. Поэтому, геймерам все равно придется поменять тактику и медленно собирать лут, если они хотят пройти игру.
Уничтожая толпы монстров, Бергсоны подбирают разные предметы, необходимые для обмена у торговцев и местную валюту под названием «морва», которая служит для прокачки как персонажа, так и общих навыков членов семьи. В сражениях герой получает опыт, который открывает новые умения. Есть в игре и «идолы», дающие временное улучшение одного из параметров, а также небольшие комнаты испытаний с полезными рунами. Ветка умений представлена скромно и имеет всего три ветви развития, но за счет большого количества игровых персонажей, этого почти не ощущается.
Несмотря на то, что члены семьи Бергсонов относятся к самым разным классам (меченосец, лучник, маг и другие) всех игровых персонажей можно разделить на три типа: сильные герои атакующие в ближнем бою с большим запасом жизни, ловкие герои со средней дальностью атаки и герои с маленькой жизненной линейкой, но дальним радиусом поражения. У каждого из них есть шкала выносливости, альтернативный прием и уклон. Атака и уклонение тратят силы, особенно у атакующих с расстояния, но выносливость быстро восстанавливается при отсутствии активных действий.
Визуальный ряд и звуковое сопровождение
Помимо сильного и цепляющего за душу сюжета, в Children of Morta отменная графика в стиле пиксель-арт. Как говорят многие критики, — лучший пиксель-арт наряду с Dead Cells и Blasphemous. Плавная анимация идеально вписана в пиксельную графику, что говорит о хорошей коллаборации современных технологий распространения света с пиксельной отрисовкой.
Что касается звуковой дорожки, то разработчики пошли по принципу «хорошего понемножку», представив в игре всего несколько топовых композиций. Звучание треков дополняет игру и достойно очень лестных эпитетов. К сожалению, спустя несколько часов все шедевры сильно приедаются и на музыку уже не обращаешь никакого внимания.
Семейные испытания
Обладателей версии игры на Свич ждал приятный сюрприз в виде DLC «Семейные испытания» в последней версии игры. Dead Mage не стали идти по пути наживы и сделали обновление абсолютно бесплатным. Семейные испытания не связаны с сюжетной линией игры и рассказывают о мистическом подземелье в дальней части Реи, где игровые механики отличаются от привычного режима и для игрока предусмотрены свои правила и законы. Странное и мистическое место можно назвать полигоном, в котором все члены семьи открывают новые возможности своих персонажей и проходят испытания, изучая разные варианты развития персонажей и новые особенности.
Первые спуски в подземелье будут обречены на быстрый провал, поскольку игроку нужно переучиваться под новые механики «Семейных испытаний». Он уже не встретит привычных рун и дерева навыков, вместо них встроена новая система талантов, включающая в себя 40 особенностей. Не увидит игрок и «морвы», её в подземелье заменяет другая валюта – самоцветные осколки. Найденные реликвии и божья благодать теперь могут улучшаться на два дополнительных уровня силы, а апгрейд предметов может дать как обычный бонус к характеристикам, так и активацию специальных абилок.
Новый патч также ввел систему случайной генерации подземелья и повысил производительность, уменьшив (но не убрав полностью) количество просадок фпс. В ранних версиях игры встречались баги и вылеты без сохранения, последнее обновление решило эти проблемы, герои теперь не застревают за сундуками, а создание новой игры + не удаляет весь прошлый прогресс.