В рамках одного жанра сделать что-то необычное и удивляющее довольно трудно, а если говорить про такой жанр как метроидования, то ещё до запуска игры понятно, о чем она будет и как построен игровой процесс. Разработчикам, которые хотят сделать игру запоминающейся и отличной от сотен других, приходится сильно ломать голову. Задача сложнее чем может показаться, ведь вносить изменения в игровые механики чревато поломкой привычного фанатам геймплея и последующим хэйтом, сюжет сильно заперт в рамки жанра, а выезжать только на саундтреке в принципе невозможно. В итоге многие метроидовании очень похоже друг на друга. В каких то случаях это комплимент (Robot named Fight, Axiom Verge), в каких-то это просто очередная бродилка о которой забываешь спустя несколько дней.
Беря в руки F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch, о которой сегодня будет повествование, я ожидал от игры ни много ни мало, а хороший боевик, который затянет меня на пару десятков часов. Настрой на игру часто формируется, когда открываешь игровой комплект. Согласитесь, белый внутренник и одинокий картридж наводят тоску, а красочный разворот и дополнительные материалы наоборот увеличивают энтузиазм к прохождению. F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch притягивает к себе с первых секунд. Комплект игры на столько богат, что начинают брать сомнения, действительно ли все это входит в стоимость. Ребятам из Microids респект, уже не первый раз они комплектуют обычное издание кучей интересного стафа.
История города Факелов
Игра встречает игроков большим вступительным роликом из которого мы узнаем, что главный герой это Заяц по имени Райтон, и он — бывший боец городского Сопротивления против легиона механических машин. Подавив восстание легион роботов стал охотиться на всех, кто посмел нарушить режим и Райтону осталось скрываться в недрах города Факелов. Всё меняется после новости об аресте единственного друга и боевого товарища – медведя Джоуи. Найдя свой старый железный кулак, обильно покрытый пылью, смелый заяц отправляется в опасное путешествие, которое готовит для него много испытаний. Во время путешествия Райтон встречается со всеми представителями звериного города, каждый из которых преследует свою цель. Попав в район крыс в первом же диалоге становится понятно, что без связей тут не пройти и метра. Получив разрешение на свободное перемещение, главный герой обязуется помочь осушить тоннель, затопивший подземные норы, взамен получая предательство от крысиного предводителя. Территория баранов представляет собой военный лагерь, где плечом к плечу Райтон отражает атаку механических псов, наконец в кошачьем мире перед игроком открывается тайна древнего артефакта и причина охоты на него предводителя легиона боевых машин. Все перипетия сюжета показы красочными роликами, что делает картину более полной и интересной.
Метроидования, слэшер или beat’em up?
В F.I.S.T. по замыслу разработчиков сочетается два жанра – типичный слэшер и исследовательская метроидования, но при более детальном знакомстве с игрой на первую роль выходит третий жанр — бит эм ап. Исследование территорий, в отличие от многих других игр жанра, является важной, но не ключевой составляющей игры. По мере продвижения по сюжету Райтон будет перемещаться по локациям, возвращаясь в старые зоны, но от игрока не требуется искать проходы и бродить по комнатам, все ключевые точки помечены на карте. При желании можно искать секреты, но на сюжетную линию это никак не влияет.
По мере прохождения боевой кролик будет встречать чекпоинты, в которых помимо сохранения и восстановления всех характеристик, есть возможность прокачки веток умений. Это открывает перед нами другую строну игры, в основе которой лежат боевые связки и комбинирования разными типами ударов. Бит эм ап система умело переплетается со слэшером. Часть оппонентов можно просто снести в ближнем бою, а для других потребуется изучение связок комбо-ударов и чередование нескольких орудий по мере их нахождения.
Боевая система
Во время боя с противниками Райтон использует два вида ударов — слабый и сильный. Сильный удар активируется при зажатии кнопки удара и помимо большого урона способен пробить часть щитов и двери; с помощью слабых ударов кролик может сделать связку комбо. Комбинации для комбо, а так же общие усиления открываются за диски с данными и монеты, которые можно найти в секретных комнатах или выбить из главарей и боссов. Игрок сам комбинирует комбо и решает подбросить врага для ударов в воздухе, быстро нанести ему урон или после серии добавить добивающий неблокируемый удар.
Комбо-связки доступны для трех разных видов оружия – кулака, (доступного с самого начала), бура и электрического хлыста. Кроме этого, каждое оружие обладает специальными свойствами: кулак пробивает большие двери и может хватать противников, железный бур открывает другие типы дверей и создает смерчи, с помощью хлыста можно притягиваться к врагам, цепляться за специальные маяки и обездвиживать оппонентов. Также у каждого вида оружия есть супер сильная атака, на которую расходуется энергия.
Помимо оружия у Райтена есть четыре дополнительных способности, которые тратят свой вид энергии. Наиболее востребованные из них — это морковный сок, восстанавливающий одну секцию жизни и скоростная ракета, наносящая большой урон и способная открыть некоторые секретные проходы. Другие две способности — это манекен-приманка и отражение атак не так полезны и по своим свойствам сильно уступают первым двум.
Вносит разнообразие в игровой процесс более медленная скорость главного героя по сравнению с противниками и рывок, который со временем дает возможность избегать урона и проходить через препятствия. В зависимости от поведения оппонента, Райтен должен рассчитывать время для начала серии атаки, чтобы выйти на неблокируемые и непрерывные удары. Тайминг играет ключевую роль в сражении и против боссов. Когда на локации появляется много врагов, для игрока становиться большой проблемой выбраться из окружения и просто нанести урон.
Нельзя не упомянуть о добивание врагов, поскольку это является ещё одной фишкой игры. Когда броня оппонента на исходе он подсвечивается золотистым цветом и появляется возможность эффектно его добить. Делать это не обязательно, можно просто продолжить серию ударов и противник разлетится на куски, но если было произведено добивания, то игроку выпадает больше деталей и микстуры с жизнями. К сожалению, использовать «фаталити» часто не получится, поскольку враг продолжает сражение и может нанести фатальный урон, а так же по причине срабатывания добивания только при появлении соответствующей кнопки.
Геймплей и графика
С первых минут запуска игры сложно оторвать глаза от прорисовки локаций и героев. Перед нами не типичная метроидования, где визуал отходит на второй план, а очень красивый проект в стиле дизель панка. Конечно, со временем бэкграунды приедаются и особого внимания на них не обращаешь, но отметить графических дизайнеров все равно хочется. С моделями героев и их противниками дела обстоят похуже. Многие злодеи похожи друг на друга и зачастую что за противник перед тобой понимаешь только после его первых ударов. Боссы, которых в игре около двух десятков, прорисованы отлично, но поведение многих из них крайне схоже. В итоге, после прохождения в памяти остается 3-4 главаря.
Если говорить о геймплее, то F.I.S.T. очень радует разнообразием. Похоже, что разработчики постоянно следили за тем, чтобы игроку не стало скучно. К примеру, один уровень требует стелс-прохождения, поскольку у Райтона отобрали оружие и атаковать он не может. Другая локация погружает героя в исследования территории с последующим поиском выхода из лабиринтообразных комнат. Ближе к концу настает время головоломок, после чего игра резко переходит в режим хардкорного платформера. Ну а если игроку захочется вернуться и поискать секреты, то удобная карта и телепорты позволяют спокойно перемещаться по всем зонам игры.
Ложка дёгтя
Нельзя не упомянуть о минусах игры, с которыми придется столкнуться. Самое печальное – это просадка fps и откровенные лаги при большом скоплении врагов. Этим грешили версии на ПК и консоли, это осталось и на Свиче. Второй минус, который очень раздражает, это долгая загрузка новой локации. Учитывая то, что путешествовать по городу даже в простом сюжетном прохождении придется немало, то такие догрузки будут бесить. А если игроку захотелось найти секреты, то могу пожелать лишь терпения, ждать по 30-40 секунд будет необходимо даже если вы переходите в другую часть той же локации. Ну и третий минус, который многие геймеры отметили для себя, это скачущая сложность. Игра в какой-то момент резко становится хардкорной, игроку приходится заучивать действия противников и постоянно переигрывать. После этого сложность, так же резко как скакнула до этого, возвращается в обычное русло. Босса в первой трети игры бывает убить сложнее, чем одного из финальных, самый трудный отрезок в F.I.S.T. вообще приходится на экватор.