Помним ли мы жестокие и кровавые игры эпохи NES? Не такие, где герой из автомата пачкой укладывает врагов и спокойно бежит дальше. А игры с жутко мрачной атмосферой, заставляющей почувствовать себя очень неуютно, но при этом несмотря на страх затягивающие с головой в игровой процесс? Истории с возможностью морального выбора в ряде ситуаций по мере прохождения игры, влияющей как ра развитие сюжета, так и на окружающую обстановку? Я не могу вспомнить даже отдаленно похожего подобного релиза. Честно говоря, я даже не представляю, что было бы с геймерами той эпохи, если бы они тогда запустили Infernax — жуткий платформер-метройдованию о зле, алчности, коварстве и предательстве.
Релиз студии Berzerk Studio Infernax, как многие подобные инди-проекты, собирал финансирование на кикстартере и был выпущен в день святого Валентина в 2022 году. Весьма символичная дата, не правда ли? А ещё символично то, что игровой процесс довольно сильно копирует Castlevania 2 Simon’s Quest, при этом делая Infernax одной из лучших инди игр последних лет. Релиз возвращает игрокам 80-е, добавляя в него то, что разработчики не смогли или не осмелились тогда реализовать.
Начало истории
Молодой герцог по имени Альседор только что вернулся из долгого крестового похода обратно в свои края. Однако сразу по прибытии он обнаруживает, что его родные земли охвачены сектой сатанистов. Повсюду кишат различные монстры и твари, а зловещий дух зла царит повсюду. Простые горожане ищут защиты, многие теряют рассудок. Не снимая свои доспехи и не откладывая свою булаву, с которой ещё не до конца перестала сочиться кровь врагов, герой решает сразу вступить в новую битву, не подозревая, куда она может завести. Оказавшись в первой же деревне, Альседор помогает страже отразить нападение неизвестного чудища. Череда событий в итоге приводит его к старой крепости, двери которой заперты магической печатью. Чтобы её снять, нужно разбить пять штампом в печати, которые охраняются в соседних замках зловещими боссами. Если это получится сделать – то рыцарь сможет положить конец проклятию. Наверное…
С самого начала наш главный герой вооружен булавой, впоследствии у него есть возможность приобретать для неё модификации. Самое последнее и мощное улучшение охраняется опциональным боссом, доступ к которому невозможен без полного завершения дополнительной сюжетной линии. По аналогии с оружием, в Infernax 4 вида брони, улучшающихся таким же образом. Так же в арсенале магические приемы и 4 дополнительных умения для атаки. За каждый бой вы получаете золото и опыт. Золото тратится на вышеупомянутые модификации, а также на расходники в виде зелья с жизнями и энергией. Опыт, в свою очередь, можно использовать у алтаря для улучшения параметров здоровья, магии и урона.
Уже здесь можно увидеть схожесть с сиквелом Castlevania, где мы искали пять частей тела Дракулы. Как и в классической игре Konami, в Infernax религиозные мотивы присутствуют постоянно: церкви со священниками, кресты на домах и надгробиях, перевёрнутые звезды и жертвенные алтари. Художники из Berzerk Studio постарались передать атмосферу готической отчаянности, с черепами, виселицами, полумертвыми узниками в клетках и другими атрибутами. Причем, всё это не выглядит как пародия, игра умело балансирует на грани и преподносит всю серьёзность игрового процесса.
Первый поход – путь мученика
Только выбравшись из лодки перед глазами героя предстает распятый труп. Подобравшись к нему поближе, мертвец оживает и пытается убить рыцаря. Всего через несколько минут в попытках помочь бродяге, вместо прекращения его мук, приходится сражаться с боссом, вырвавшемся из тела бедняги. И это на второй минуте игры. Поставив цель – выдворить демонов и победить зло, Альседор начинает очищать земли от нечисти, попутно помогая жильцам ближайших деревень. В поисках ответов рыцарь неоднократно возвращается в старые локации и постоянно ведет диалог с жителями, собирая слухи и пытаясь понять, как решить загадку или куда держать путь. Путь добра тернист, и герой иногда ошибается, принимая неправильное решение. Найдя лишь часть ответов, он осмеливается отрыть печать и зайти в крепость. Разметав кучку сектантов, Альседор вступает в бой с огромным монстром, восседающим на троне с трезубцем в руках. В упорном сражении герцог одерживает победу, но получив многочисленные раны, — через некоторое время умирает. Перед смертью он видит зловещие глаза во мгле и понимает – зло не было побеждено до конца …
Сложность выбора
Поначалу может показаться что мы играем за доблестного рыцаря в доспехах, однако быть добряком совсем не обязательно. Infernax не один раз предложит сделать выбор, который повлияет как на сюжет, так и на мир в целом. В каких-то случаях сразу понятно, что поведет за собой поступок, а в каких-то нужно положиться на интуицию. К примеру, увидев бродягу, который явно страдает и просит его убить, можно выполнить ее просьбу или попытаться помочь? Помощь в данном случае только усугубит муки бедолаги и будет не светлым решением. По мере прохождения герцог своими поступками может найти сторонников зла и присоединиться к их культу. Последствия выбора могут быть проявляться внезапно, даже если герой следуют определенного пути. В итоге какая-то дверь будет закрыта, или персонаж не захочет давать задание. Все это сказывается на сюжете, влияет на концовку и может послужить поводом для повторного прохождения кампании с выбором других решений в каждой ситуации.
Второй поход – путь негодяя
Получив бесценный опыт, соблазн встать на темную сторону одолевает Альседора. Совершаемые поступки не помогают горожанам, а сеют хаос и смерть. Мутные личности, уходящие от разговора в прошлом, сейчас приветливы и ищут знакомства. Жители деревень наоборот, начинают высказывать недовольство и сомнения касаемо миссии герцога. Постепенно все они исчезают, оставляя после себя лужи крови. Сделав очередное темное дело, Альседора приглашают в убежище сектантов, где он становится свидетелем обряда, воскресившего демона из тела жителя ближайшей деревни. Внутри пробегает холод, а сердце начинает биться быстрее. По старой привычке герой совершает несколько хороших поступков, что в итоге не позволяет ему познакомиться с предводителем сектантов. Оказавшись ненужным звеном в планах сил зла и нежеланным гостем у оплотов добра, герцог самостоятельно находит печати и открывает ворота замка. Сектанты расходятся перед ним и последний бой с монстром он проводит в одиночестве. После победы над демоном, герцогу удается выжить, но в мире людей он становится изгоем.
Линейно не линейное прохождение
Учитывая ограниченный размер игры и её в целом линейную структуру, концентрация событий как в сюжете, так и в геймплее, находится на запредельном уровне. Infernax обещает удивлять не одним, а множеством крупных моментов. Здесь представлена не только светлая и темная история, которая развивается в оригинальном, детально проработанном мире. Нюансов много и от их зависит путь героя, его окружение, квесты и мир. Разработчики явно вложились в создание многогранной картины, выходящей за рамки линейного сценария метроидовании. Разные события не просто украшают игру, а превращаются в основу целых игровых уровней. Каждая новая концовка раскрывает перед игроком увлекательные детали и отсылки, а истинная концовка требует значительных усилий для её достижения.
Поход третий – путь полного повиновения и абсолютного зла
Решив полностью встать на сторону зла и следовать всему, что укажут его слуги, Альседор начинает сеять хаос и кровь в каждой деревне с первых же минут. Страдающие люди испытывает ещё больше страдания, невинные гибнут один за одним, реликвии оскверняются, а жертвоприношение и сектантство превозносится. После очередного выполненного заказа, герцогу открывается дорога в другое убежище, где ему снова приходится зарабатывать репутацию. Поступки Альседора становятся все более жестокими и кровавыми. В какой-то момент на герцога начинает нападать его собственная стража, видя в нем предателя, а не спасителя. Но ничто не может остановить новоиспеченного посланника зла. Погасив все очаги сопротивления, сектанты захватывают основную деревню, а их лидер Роман получает священную книгу Некрономикона, дающую запредельную власть. Кровавый рыцарь должен выбрать — присягнуть новому владыке мира, став его правой рукой, или завладеть книгой самому, убрав соперника. Любой из вариантов ведет к концу игры с разными финалами. В деревнях теперь находятся только демоны, а секта ищет новые земли для порабощения под руководством или Романа, или Альседора.
Особенности сюжета
История раскрывается постепенно. Основной квест игры связан с преодолением пяти замков и победой над финальным боссом, и здесь нет ограничений на ваш выбор. По лучшим традициям жанра, вы можете просто следовать сюжету и достичь своей мрачной, но героической концовки. Однако полное прохождение не ограничится лишь испытаниями и поисками тайн. Исследование множества побочных задач приводит к появлению еще более масштабных событий, таких как расследование деятельности культа, уничтожение нечисти, казнь еретиков и участие в штурме замка с различных сторон. Возможность изменить моральную сторону персонажа, пробудить демонические силы и пережить пути раскаяния – все это доступно герою. Для того чтобы открыть истинные концовки и сразиться с настоящим финальным боссом, придется правильно пройти все побочные квесты. В зависимости от выбранного пути, главный демон будет вести себя по-разному. Он может сразу вступить в бой, или приготовить для герцога особый лабиринт с воскрешёнными и усиленными боссами пройденных замков. Разнообразие открываемых навыков главного героя, зависит от его морали и приносит новые тактики в бою. Это предотвращает возможное чувство однообразия при повторном прохождении.
Четвертый поход – путь праведника
Поставить точку в игре нужно хорошим финалом несмотря на то, что это потребует большего всего сил и это прохождение будет самым сложным. Побывав в шкуре злодея и воочию увидев, что может ждать подданных и простых людей, Альседор решает покончить со злом. Полностью и бесповоротно. Встречая по пути слуг дьявола и сектантов, герцог без промедления разрубает их, повышая мораль до максимума. Благодарные жители дают герою золото, которое он пускает на улучшение брони и покупку заклинаний. Попасть в убежище сектантов уже нельзя, проход для сил добра закрыт, поэтому заручившись поддержкой гарнизона, рыцарь штурмует одно укрытие за другим. В отчаянии злодеи проводят обряды и оживляют монстров, но даже это не в силах остановить Альседора. В самом последнем убежище скрывается главарь слуг зла – Роман. Прикончив его и завладев книгой Некрономикона, настает очередь расквитаться с главным демоном — дьяволом Бафометом. Тем, кто смотрит огромными глазами из темноты проникая в самую душу. Расплавив его слугу на троне и открыв портал в потусторонний мир, герцог начинает проходить последний, самый сложный и запутанный тоннель в игре. В попытках остановить героя, один за одним падают все главные боссы, наделенные особой силой и получившие напарников. Победив Бафомета, настает мир, люди славят своего герцога, а герцог помогает всем — от простого крестьянина, до начальника охраны.
Конец! Конец?
Прохождение Infernax не только заключается в показе одной из множества концовок, но также в получении одной из книг, этакого Альманаха. Эта книга содержит секреты и коды, оформленные в стиле американского журнала «Nintendo Power». Переворачивая страницы этой книги, игрок может ознакомиться с артами, скриншотами ранних версий игры и различными читами, позволяющими пройти игру с полным фаном, и получив безграничную власть. Для читов предусмотрено окно с названием GameWizard, которое будет до боли знакомо ретро-геймерам. Дело в том, что разработчики Infernax скопировали меню распространённого чит-устройства Game Genie. Игроку открывается широчайший спектр возможностей, если он сможет найти где необходимо вводить эти коды…
По прочтению обзора могло ошибочно сформироваться мнение, что о релизе рассказано всё и сам обзор содержит спойлеры. Могу заверить, что это не так. Концовок в игре минимум в два раза больше, а описанные истории прохождения не более чем личный опыт и мысли. В игре остался ряд секретов, побочных заданий, неизведанных боссов и куча пасхалок, которые я не смог разгадать. Верю и надеюсь, что это сможете сделать вы!