Как часто можно встретить самоиронию от разработчиков, подшучивающих над штампами в играх? Явление скажем прямо не частое и проявляется лишь местами в редких случаях. А уж полноценных игр, построенных на откровенном высмеивании индустрии, можно пересчитать по пальцам одной руки. Почему сатиру обходят стороной? Очевидно, — опасаясь критики и возможного провала релиза. И лишь ниша инди-индустрии может явить свету смельчака, способного создать пародийную игру. Высмеять не рядовой тайтл, а сам Metal Gear. Испанский разработчик под ником Fran и является этим первооткрывателем, а его детище UnMetal одновременно серьезной и очень забавной пародией сразу на все боевики 90ых.
История в UnMetal раскрывается постепенно в течении всей игры и строится на основе воспоминаний во время допроса обычного парня по имени Джесси Фокс. Советский вертолет Ми-24, за штурвалом которого был главный герой, сбивается военными и пленника доставляют на базу. В окружении высокопоставленных солдат, он начинает рассказывать о своих похождениях офицеру военной базы. Сюжет переключается между тремя перспективами: активными действиями Джесси вместе с его неподражаемыми диалогами, элементами допроса на базе и кадрами обычной поездки главного героя на машине с его новой подругой.
Легенда начинается с того, как Джесси оказался в тюрьме за преступление, которого не совершал. Рассказ обещает быть захватывающим и увлекательным, начиная с побега из камеры с использованием проволоки и туалетной бумаги. И заканчивая сражениями с танками, подводными лодками, самураями и вертолетами (с прямой отсылкой на Рембо).
Рассказ проходит без доли скромности — повествование идет во всех подробностях. Ярко описывая очередной подвиг, автор зачастую открыто преувеличивает. Ту же историю он повторяет перед своей новой пассией, спустя некоторое время после допроса. Ни офицер, ни девушка ему не верят и требуют подробностей. «Мистер Фокс, откуда у вас веревка?», «Как ты смог вставить 10-сантиметровую проволоку в 5-сантиметровый компас?», «Зачем вы продолжали бить кулаками уже разрушенный пустой ящик?», «Почему ты перепрыгивал через огонь, если у тебя был противопожарный костюм?» Подобные вопросы звучат на протяжении всей игры. Джесси дает нелепый ответ, или спокойно отвечает: «Потом все расскажу», продолжая раздражать военных.
Игровой процесс представляет собой приключенческий стелс-экшен с видом сверху. Герой перемещается из комнаты в комнату, попутно нейтрализую охранников и военных. Из доступных возможностей, поначалу есть только перекаты и удары руками. Противника можно ликвидировать тихо, получив опыт, или в открытом бою без оного. Накапливая опыт, герой повышает свой уровень и может выбрать одно из двух полезных умений. С каждым апом на выбор предоставляются новые улучшения.
Одна из кнопок отведена под инвентарь. Со временем там будут появляться найденные предметы, часть из которых можно соединять и комбинировать. Это необходимо для решения загадок и создания средств самообороны. Отдельной ячейкой в инвентаре выведено оружие и модификаторы. Джесси может носить один вид оружия и один предмет из инвентаря. Модификаторы дают постоянную прибавку к жизням, броне и вместимости обоймы, но найти их можно только в секретных комнатах.
Несмотря на солидный выбор огнестрельного оружия, убивать живых противников в игре нельзя (исключение механизированные роботы и дроны), мы же хотим произвести впечатление на девушку. Это одна из фишек UnMetal и на ней завязана часть геймплея. Подстрелив охранника, его тут же необходимо перемотать, не дав умереть. Постоянно вступать в перестрелку можно, но это далеко не лучшее решение. Помимо того, что противника все равно придется лечить (а аптечек очень мало), каждое попадание приводит к кровотечению. Если вовремя не остановить кровь, через несколько секунд наступит гибель персонажа. Урон от пуль тоже огромный, всего пара выстрелов и смерть. В ситуации, когда возможности уйти от прямого контакта нет, приходится принимать бой. Тогда в ход идет всё – от рогатки, до самодельного огнемета.
Кроме загадок, разработчики приготовили для игрока множество ловушек, где потребуется и ловкость, и сноровка, и быстрота реакции. Например, собрав самодельный мостик из бутылок, Джесси нужно вымерять каждую секунду, чтобы вовремя его выбросить на воду и уйти от несущегося на него лезвия. Поэтому гибнуть персонаж будет постоянно, с этим придется смириться. После смерти игрок начинает с последнего сохранение, которое реализовано через … поход в туалет. Справил нужду – сохранился. Если туалета нет, а впереди сложный отрезок, поможет переносной горшок, который потом нужно вылить для последующих перманентных сохранений.
Не обошел вниманием разработчик и боссов, тщательно и со стебом проработав каждого из них. Высмеиваются главари постоянно. Например, один из них поджидает в туалете и победить его нужно правильной комбинацией фраз в диалоге. Другой злодей прячется в своём кабинете и попасть по нему нужно глобусом. Противостояние с третьим Джесси ведет рогаткой. И так с каждым элитными злодеем, коих в игре пара десятков.
Проходить игру долго, но очень интересно. Не раз ловишь себя на мысли, чем же закончится эта история? UnMetal заставляет вас обследовать и обыскивать весь уровень, собирая предметы, которые понадобятся для продвижения. Иногда это раздражает, — «Я уже просмотрел каждый ящик и угол этого уровня, и я все еще не могу найти как пройти дальше». В итоге оказывается, что веревка для спуска в канализацию должна закрепляться за железку, или ключ для открытия запертых ворот, нужен вообще в другом месте. И вот потратив час на поиски и пройдя трудное место, вы снова улыбаетесь диалогу Джесси и теряющего терпение офицера.